РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №115 «Ладушки»
г. БРЯНСКА
Консультация для воспитателей
на тему:
Конструктивно - модельная деятельность в ДОУ
Старший воспитатель
Азарцева Н.И.
Брянск 2019г.
1. Моделирование как средство развития конструктивной деятельности.
Известный швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал, что в три года дети различают открытые и замкнутые фигуры, правильно воспроизводят соотношение размеров двух нарисованных кругов.
К четырем годам дети научаются строить прямую линию из бусинок или пуговиц, если для ориентира создаваемой линии им кладут линейку.
В шесть-семь лет ребенок уже уверенно строит прямую линию самостоятельно. Дети в этом возрасте уже хорошо понимают, что один предмет может выглядеть по-разному с разных точек зрения, начинают координировать разные возможные перспективы.
В старшем дошкольном возрасте происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию, готовности к моделированию.
Моделирование - это процесс изготовления по чертежу модели какого- либо предмета. Моделирование приносит большую пользу будущим школьникам, ибо изготовление моделей способствует в дальнейшем более глубокому усвоению школьного курса математики и того материала, который изучается. Моделируя, ребенок приобретает полезные навыки практического характера, учится строить, клеить, делать чертеж. Ведь любая модель делается по определенному чертежу.
Чертеж - своеобразный графический язык, такой язык интернационален. Он понятен любому. Слово «чертеж» исконно русское. В значении, близком к современному, т.е. как изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертеж» употреблялось в русском языке, по крайней мере, с 16 века.
Конструктивная деятельность и его значение
Термин «конструирование» (от латинского слова construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях.
Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.
При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки. Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей.
Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.
К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги. Некоторые авторы относят художественное конструирование к ручному труду.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используют различные формы организации обучения(исследования З.В. Лиштван, В.Г. нечаевой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддькова)
1. Конструирование по образцу.
Его суть: детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывают способы их воспроизведения. Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность,-важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно- образное мышление.
2. Конструирование по модели.
Его суть: в качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора.
Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строителя. Обобщенные представлении о конструированном объекте, сформированные на основе анализа, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Конструирование по условиям - носит иной характер. Не давая детям образа постройки, рисунков и способов её воспроизведения, определяют лишь условия, которыми постройка должна соответствовать. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме-закрепление знаний и умений.
5. Конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети сами имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
6. Каркасное конструирование. Когда дети знакомятся с простым построением каркаса и в результате легко усваивают общий принцип конструирования каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.
В конструкции такого типа, ребенок должен как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому каркасу дополнительные детали. Оно развивает воображение. Однако организация такой формы конструирования, требует разработки специального конструкторского материала. Такой как немецкий конструктор «Квадро».
7. Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Эта форма имеет моделирующий характер и дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
Каждая из рассмотренных форм организация обучения конструирования оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности, составляют основу формирования творчества.
Для того чтобы развивалась творческая личность, должна быть создана предметная среда в группе, необходимы материал и умение педагога направить и развивать способности ребенка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки» г.Брянска
ПРОЕКТ
Развитие профессионального пространства ДОУ в условиях введения профессионального стандарта педагога и ФГОС ДО
Выполнила:
старший воспитатель
Валевач Татьяна Александровна
Брянск 2016
Постановка проблемы.
Впервые в российском законодательстве закон признает дошкольное образование одним из уровней общего образования (ст.12 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.).
Содержание дошкольного образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. Цель как категория дошкольного образования не раскрыта, есть только цели стандарта дошкольного образования.
ФГОС устанавливает ряд требований, среди них – требования к кадрам. В основе новшеств – воспитатель, его профессиональные и личные качества. Общество бросает вызов современному воспитателю требованиями к профессиональной компетентности, повышенными социальными ожиданиями, интенсивностью труда. Это подтверждает необходимость и актуальность внесения изменений в педагогическую деятельность.
Принятый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании – воспитатель, учитель)» 18.10.2013г., вступающий в силу с 1 января 2017 года предъявляет ряд требований к профессиональной и личной компетенции воспитателя.
Для успешной работы с детьми необходим воспитатель с профессиональным опытом, умением творчески мыслить, анализировать и планировать деятельность, нести ответственность за полученный результат.
Дошкольный уровень образования предполагает приоритет развивающих и воспитательных целей, учет возрастных, индивидуально- психологических особенностей детей, тем самым определяет специфику деятельности воспитателя и на процесс формирования профессиональных компетенций.
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет образовательным организациям дополнительную степень свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность за соответствие кадров требованиям стандарта.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации. Важно, чтобы воспитатели могли ознакомиться с положениями стандарта, изучить, открыто обсудить в коллективе, выразить личное отношение, мнение.
Основа формирования профессионального пространства – это участие каждого воспитателя в обсуждении проблемы развития дошкольного образования, открытость педагогической системы учреждения.
Проблема, поставленная в проекте насколько воспитатели готовы к данным нововведениям. Как осуществить плавный переход к принятию положений каждым воспитателем профессионального стандарта, ФГОС ДО.
Основные проблемы, возникающие при введении стандарта:
1.Изменение системы взаимодействия с воспитанниками, переход на позицию партнерства
2.Изменение и повышение требований к качеству и планированию воспитательно-образовательного процесса, взаимодействие с родителями
3.Недостаточный уровень практической подготовки у начинающих педагогов
4.Ломка стереотипов у опытных воспитателей
5.Недостаточное знание современной нормативно-правовой базы,
6.Умение воспитателей работать в информационном пространстве, применяя ИКТ.
Цель: Разработка системы методической деятельности, ориентированной на изменение профессиональной позиции воспитателя.
Задачи: (2015 – 2016г.)
1.Проанализировать состояние профессионального пространства ДОУ, выявить затруднения;
2.Разработать систему мероприятий сопровождения воспитателей;
3.Познакомить воспитателей с профессиональным стандартом педагога – круглый стол с элементами тренинга, определить для педагогического коллектива основные положения профессионального стандарта педагога.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей, формирование профессионального пространства ДОУ.
Проект ориентирован на воспитателей.
Возможные риски: нестабильность педагогических кадров.
Участники проекта:
Заведующий: (координирует деятельность на всех этапах проекта)
Старший воспитатель: (информационная, методическая и консультативная помощь воспитателям);
Воспитатели.
Срок реализации проекта 3 года.
Материальное обеспечение проекта
1.Пополнение новинками методической литературы, периодической печати;
2.Доступ к сети интернет и образовательным ресурсам;
3.Наличие компьютерной техники и оборудования для проведения мероприятий с использованием ИКТ - технологий;
4.Канцелярские принадлежности.
Место реализации проекта: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки»
Этапы реализации проекта
1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ(Подготовительный) ЭТАП
Анализ состояния проблемы:
1.1Анкетирование родителей
Цель: выявление запроса требований родительской общественности к воспитателю ДОУ, пожелания родителей.
1.2Рейтинговая карта воспитателей (заполняется администрацией ДОУ)
Цель: выявление профессиональное пространства ДОУ, определение позиции каждого воспитателя среди коллег. Дает возможность стимулировать педагога к профессиональному росту.
1.3Анкетирование воспитателей (экспресс-диагностика 2 раза в год сентябрь, май);
Цель: Выявление мнения воспитателя о самом себе как профессионале, позволяет выявить затруднения воспитателя и спланировать методическую поддержку;
ИТОГ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА:
Соотнесение результатов диагностического этапа с требованиями профессионального стандарта педагога.
2.ОСНОВНОЙ(практический) ЭТАП
1.Реализация годового плана ДОУ
Сочетание традиционных и нетрадиционных форм проведения.
№ п.п. |
Форма проведения |
Особенности |
1. |
Консультации |
Консультации по возрастным группам (организует небольшое количество воспитателей, дает возможность выразить мнение о проблеме), консультации для всех возрастных групп |
2. |
Просмотры НОД |
Видеосъемка деятельности. Позволяет посмотреть на себя «со стороны» позволяет качественно провести самоанализ деятельности. |
3. |
Семинары |
В основном практикумы. Для опытных педагогов – показать приемы, для молодых воспитателей – соотнесение теоретической и практической составляющей деятельности. |
4. |
Педагогические советы |
Традиционные и нетрадиционные с использованием элементов рефлексии (синквейн, метод неоконченных предложений). |
5. |
Смотры- конкурсы |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды, возможность презентовать свои наработки и материал коллегам. |
6. |
Мероприятия по изучению и внедрению ФГОС (консультации, круглые столы) |
Выработка памяток для воспитателей |
2.Работа с молодыми воспитателями
1. Школа молодого воспитателя
1.1 Диагностический – экспресс диагностика проблем начинающего воспитателя;
1.2Составление плана работы школы молодого воспитателя ДОУ;
1.3Оформление наставничества (положение и приказ)
1.4Составление плана работы наставника и педагога, отчет о работе.
1.5Посещение НОД молодых педагогов совместно с наставником.
1.6Консультации согласно плану, индивидуальные консультации.
1.7Изучение методик дошкольного воспитания
1. изучение для возраста, с которым работает молодой воспитатель;
2. Проверка знаний (беседа, тестирование, мозговой штурм);
3.Посещение НОД или просмотр деятельности;
4. Самоанализ деятельности;
5. Составление памяток для воспитателей.
3.Самообразование – приобретение новых профессиональных знаний, умений и навыков - карта самообразования составляется на 2-3 года.
4.Система рейтинга по годовым задачам, реализуемых в ДОУ, на каждого воспитателя, добавляются баллы рейтинговой карты воспитателя.
Позволяет оценить вовлеченность каждого воспитателя в методическую работу, здоровая конкуренция, мотивация воспитателя на профессиональную деятельность, саморазвитие.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ(контрольно-аналитический) ЭТАП
Обсуждение профессионального стандарта педагога – круглый стол (март)
Результаты рейтинга воспитателей - итоговый педсовет (май)
Обеспечивает открытость педагогической системы, повышает мотивацию воспитателей на профессиональное развитие, подведение итогов педагогической деятельности учебного года.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
3. Приказ Минтруда от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»;
4. Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации ФГОС ДО - Волгоград: Учитель ,2016г.
5. Рейтинговая система оценки ДОО /Н.Р. Камалова – Волгоград: Учитель, 2016г;
6. Исса О.Ф. Содержание профессиональных компетенций воспитателя детского сада // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2015г. - № 10 – с.18 – 26;
7. Маркова А.В. Методическое сопровождение ФГОС ДО в практику дошкольной организации // Методист дошкольного образовательного учреждения – 2015г. - № 16 – с.86 – 97;
8. Майер А.А. вызовы педагогической деятельности современного воспитателя // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2015г. - № 5 – с.33 – 39;
9. С.В.Кузьмин Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2014г. - № 4 – с.9 – 13.
10.Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов/Н.Н.Гладышева, А.А.Бойко – Волгоград: Учитель, 2016г.
Круглый стол «Профессиональный стандарт педагога»
с элементами тренинга
Форма организации: работа в малых группах (10-12 человек)
Предварительная работа: изучение воспитателями приказа об утверждении профессионального стандарта педагога, обзор периодической печати
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, мольберт, клубочек.
Цель: познакомить воспитателей с профессиональным стандартом педагога, сформировать основные положения профессионального стандарта, актуальные для ДОУ; Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Слайд 2 Внесение элементов тренинговой работы: принципы работы в кругу, игровые упражнения.
Преимущества элементов тренинга – изменение знаний, представлений участников через обучающий опыт группы, тренинговые упражнения позволяют запоминать сложную информацию через элементы рефлексии после каждого упражнения.
Упражнение 1 Клубок ассоциаций
Инструкция: Участники беспорядочно передают клубочек, ниточку оставляя себе, говорят ассоциацию на слово «воспитатель». Участники получат в итоге запутанные нити. Обсуждение (рефлексия): Что получилось, что это может значить, трудности при выполнении упражнения.
Цель упражнения: раскрепостить участников, подчеркнуть важность проблемы.
Слайд 3 -5 Упражнение Вызов современному воспитателю
Цель: Подвести участников к дискуссии, дать представление о требованиях к профессии «воспитатель» педагогической деятельности в условиях введения ФГОС и изменений в ФЗ «Об образовании».
Слайд 7 Знакомство с профессиональной компетенцией воспитателя, отражающей специфику работы в ДОУ. Каждый участник читает пункт и выражает свое мнение, высказываются другие участники, если мнение не совпадает.
Упражнение «Принятие» слайды 8 – 10
Участникам раздаются кружки 3 цветов: красный – не принимаю, желтый – затрудняюсь, зеленый – принимаю. Озвучивается положение из стандарта в области развития, воспитания. Обучения. Участники голосуют, поднимая кружки. При возникновении спорных ситуаций возникает дискуссия. Количество голосов отмечается на мольберте.
Результат упражнения: Принятие положений стандарта, актуальных для ДОУ.
Слайд 11 Рефлексия – обращение человека к своему сознанию. Позволяет оценить вовлеченность участников в проблему, оценить полученные знания.
Метод Синквейн – короткая форма стихотворения, состоящая из 5 нерифмованных строк. Развивает образное мышление, отражает вовлеченность участника в тему обсуждения.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Рефлексия по поводу организации мероприятия что понравилось, понятно ли содержание рассматриваемой темы. Какие трудности возникали.
Литература:
1. Зайцева Т.Н. Теория психологического тренинга. - СПб.: Речь, 2002.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга М: Издательство "Ось-89", 1999.
Выставка работ учеников школы искусств № 10 Фокинского района

Мастер-класс преподавателя школы искусств № 10 Демьянковой Ольги Анатольевны с детьми подготовительной группы № 7 "Радуга"
Мезенская роспись



Мастер-класс преподавателя школы искусств № 10 Демьянковой Ольги Анатольевны с воспитателями
Городецкая роспись



Оформление центра речевой деятельности во 2 младшей группе № 2 "Белочки"

Оформление центра речевой деятельности в средней группе № 2 "Бабочка"

Развивающая предметно-пространственная среда на групповых участках и территории детского сада.
Приоритетной задачей дошкольного учреждения в летний период является создание условий для физического, экологического и эстетического воспитания детей, а также укрепления здоровья, развития игровой деятельности и самостоятельности дошкольников.
Мини-альпийская горка

Цветочный поезд игровая площадка группы № 2 "Непоседы"

Уголок домашних животных 2 младшая группа № 2 (воспитатели Лукьянова И.А., ШламенкоТ.А.)

Игровая площадка группа № 3

Огород в детском саду - формирование трудовых навыков у дошкольников в процессе ухода за растениями.

Зеленый уголок хвойных растений

Сказочная поляна по мотивам сказки "Колобок" группа № 2 "Непоседы"

Центр деревянных фигуг

Игровая площадка группы № 8 "Капелька"

Цветочная клумба Инь-Ян

Клумба "Медоносный уголок" группа № 7 "Радуга"

Дорожки здоровья на игровой площадке группы № 4 "Малинка"

Цветочная клумба

Роспись асфальта - способствует организации двигательной деятельности дошкольников на прогулке в дождливую погоду



Физкультурная зона на игровой площадке группы №6 "Клубничка"

Цветочная клумба "Треугольник"

Зона для игр с водой 1младшая группа № 1

Центр игрушек из дерева "В гостях у сказки"

Тропа здоровья
